Колизей. Окончание

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

В 249 году, во время празднеств по поводу тысячелетия Рима, на арене Колизея погибли тысячи гладиаторов, 40 диких лошадей, 20 диких ослов, 60 львов, 10 тигров, 30 леопардов, 10 жирафов, несколько зебр, 32 слона и 6 гиппопотамов. Эти кровавые зрелища в дальнейшем были запрещены императором Гонорием в 405 году. Поводом для этого послужил поступок христианского монаха Телемаха, который бросился на арену, чтобы остановить убийство, и был растерзан разъяренной толпой, жаждавшей зрелищ.

Колизей. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Археологические раскопки последних лет показали, что Колизей стоит на мощном, толщиной в тринадцать метров, каменном фундаменте, который устроили, заполнив осушенный котлован искусственного озера бетоном, чем и объясняются необыкновенная прочность и долговечность амфитеатра. Конструкция Колизея гениальна и, как всегда бывает в таких случаях, проста. Внизу, подобно дну огромной чаши, покоится эллипс арены. От нее отходят 80 радиальных стен, пересекающихся семью кольцевыми, самая высокая из которых — внешняя. Радиальные и кольцевые стены составляют каркас конструкции, на который опираются ряды зрительных мест.

Колизей

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

В 75 году нашей эры, при императоре Веспасиане из рода Флавиев, на месте искусственного озера в садах Золотого дома Нерона был заложен, а в 80 году при императоре Тите окончен амфитеатр Флавиев — один из самых выдающихся памятников эпохи Римской империи. Всему миру он известен под именем Колизей, от латинского слова «колоссеум» — колоссальный. Впрочем, это определение, как считают многие исследователи, первоначально относилось не к амфитеатру, а к стоявшей неподалеку колоссальной 30-метровой статуе императора Нерона, изображенного в образе бога Солнца.


Колизей
Колизей



Колосс на крови
Ко времени создания Колизея возведение подобных огромных зрелищных площадок с местами для публики не являлось для римских архитекторов и строителей чем-то новым. Большие амфитеатры уже были сооружены во многих городах империи, и имелся большой опыт их строительства. Однако Колизей намного превзошел все эти постройки. Восхищенный римский поэт Марциал называл его восьмым чудом света.

Фаросский маяк. Окончание

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Согласно Страбону маяк был построен из местного известняка и облицован белым мрамором. Декоративные фризы и орнаменты изготовлены из мрамора и бронзы, колонны — из гранита и мрамора. Маяк как бы вырастал из центра просторного двора, обнесенного мощной оградой, по углам которой возвышались мощные бастионы, напоминающие пилоны древнеегипетских храмов. В них, как и по всей стене, были прорезаны многочисленные бойницы.
Маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане (30,5x30,5 м), ориентированный по сторонам света и облицованный квадрами белого мрамора, имел высоту 60 м. По углам были установлены монументальные статуи, изображающие тритонов. Внутри первого яруса располагались на разных уровнях помещения для рабочих и охраны. Там же находились кладовые, где хранилось топливо и продукты. На одном из боковых фасадов можно было прочесть греческую надпись: «Богам-спасителям — для спасения моряков», где под богами подразумевались царь Египта Птолемей 1 и его супруга Береника.

Фаросский маяк

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

После завоевания Египта в 332 году до н.э. Александр Македонский основал в дельте Нила город, названный его именем — Александрия. В царствование Птолемея I город достиг богатства и процветания, а александрийская гавань превратилась в оживленный центр морской торговли.


Фаросский маяк
Фаросский маяк



«Башня нафаросе, грекам спасение»
По мере развития судоходства кормчие, приводившие в Александрию корабли с грузами, все острее ощущали потребность в маяке, который указывал бы судам безопасный путь среди мелей. И в III веке до н.э. на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда, соорудил знаменитый маяк, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Для подвоза строительных материалов остров соединили с материком дамбой. Работы заняли всего шесть лет — с 285 по 279 год до н.э. Увидев эту внезапно выросшую на пустынном острове башню, современники были потрясены. Из списка семи чудес света было немедленно вычеркнуто «чудо № 2» — стены Вавилона, и его место тут же занял Фаросский маяк.
В 70 году китайцы приступили к строительству Великого канала, который был завершен лишь в XIII веке и включил в себя ряд более ранних каналов. Трудность сооружения канала заключалась в том, что река Сян, берущая начало в горах Хайян, течет на север, а река Ли — на юг. В районе маленькой деревушки Синань расстояние между этими реками, текущими здесь среди известняковых холмов, не превышает 5 км. Однако недостаточно было просто соединить их, требовалось иное. Канал можно было прорыть через седловину между холмами. Обе реки отличаются бурным течением, поэтому вдоль реки Сян пришлось соорудить для прохода судов обводной канал длиной 2,4 км с меньшим падением русла, чем у реки. Для обеспечения навигации воды реки Ли были направлены в другой канал протяженностью 22 км. Укротив таким образом обе реки, строители смогли наконец соединить их каналом длиной 5 км. Поперек реки Сян насыпали дамбу, разделившую русло на два потока — большой и малый, и отвели в сторону его большую часть. За насыпью устроили водосливы. В районе Синани через канал, глубина которого составляла 1 м, а ширина — 4,5 м, перекинули несколько мостов. Благодаря системе водосливов и разделения потоков только треть воды реки Сян попадала в соединительный канал, и он не переполнялся.
Первый в мире контурный (использующий рельеф местности) судоходный канал был построен в Китае в III веке до н.э. Автором этого уникального гидротехнического сооружения был инженер Ши Лу построивший его по приказу императора Цинь Шихуанди. Строительство канала было вызвано необходимостью снабжения войск, переброшенных в 219 году до н.э. на юг страны для покорения народа юэ.

Великий Китайский канал

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Вода всегда играла огромную роль в жизни земледельческого Китая. При недостатке воды нельзя было обеспечить хороший урожай, поэтому с древних времен здесь развивалось искусственное орошение. С другой стороны, разливы китайских рек опустошали целые цветущие области. Особенно часто разливалась Хуанхэ («Желтая река»). Эта беспокойная река постоянно «блуждала» по равнине протяженностью в 600 км с севера на юг, отыскивая себе новые выходы к морю. За 4000 лет произошло семь крупных перемещений ее русла и около 1600 прорывов дамб и опустошающих наводнений. Поэтому уже очень давно возникла необходимость борьбы со своевольной водной стихией.


Великий Китайский канал
Великий Китайский канал



Укрощение Желтой реки
В начале I века нашей эры живший в Чанъани — тогдашней столице Китая — знаменитый инженер Чжан Жун разгадал причины наводнений в низовьях Желтой реки: он установил связь скорости течения с песчаными наносами. Чем быстрее течет вода, тем с большей силой поток размывает ложе реки, тем глубже оно становится, тем меньше опасность наводнений. Желтая река несет в себе огромное количество песка и ила. Люди, отводящие ее воды для орошения полей, замедляют течение реки; создаются песчаные наносы, речное ложе постепенно поднимается, и вода выходит из берегов. Поэтому Чжан Жун предложил отвести часть воды из Желтой реки — т.е. выдвинул идею регулирования речных вод. Руководствуясь этим принципом, многие поколения гидротехников с успехом строили заградительные дамбы и использовали энергию самой воды для вымывания песчаных наносов.
Большая часть пеших воинов находится в главном зале, площадью 210x60 кв. м. Рост рядовых пехотинцев составляет от 1,75 до 1,85м — под стать человеческому. Офицеры выше — их рост соответствует чину и рангу. Воины и кони искусно вылеплены из глины, а воинские доспехи и оружие отлиты из чистой бронзы. Все лица солдат обращены строго на север, в сторону усыпальницы императрицы. На внутренней стороне полых статуй сохранились отпечатки пальцев и инструментов императорских мастеров-керамистов. Эти следы помогли археологам воссоздать древнюю технологию изготовления статуй. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и соответственно более массивной — на нее приходился центр тяжести. Верхняя часть была полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным слоем глины и лепил лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Поэтому каждый воин имел свое собственное лицо. Одновременно у воина «вырастали» уши, борода, после чего он наконец облачался в доспехи. Обжиг длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже 1000 градусов Цельсия. В результате глина, из которой вылепливали воинов, становилась крепкой, как гранит.
Наследникам Цинь Шихуанди, увы, недолго было суждено стоять у кормила власти: через четыре года после смерти Циня власть в империи перешла к династии Хань. Однако новые правители не стали рушить то, что создал их предшественник. Напротив, они упрочили империю, равно как и свою власть, подкрепив ее целым сводом политико-философских законов, которые строго соблюдались в Китае на протяжении многих веков — вплоть до начала нашего столетия. А первый император Китая Цинь Шихуанди между тем спал вечным сном в своей огромной гробнице, скрытой многометровой толщей лессовых наслоений, под охраной своих глиняных солдат...
...В 1974 году сон императора впервые за две тысячи лет потревожили китайские археологи во главе с профессором Юанем Джунгуем. И первое, что поразило ученых, а за ними и весь мир — это стоящие в боевых порядках воины из глины и бронзы.
Благодаря Циню, стремившемуся к превосходству во всем, столица империи, город Сиань, украсилась величественными постройками. А в двадцати километрах от столицы шло строительство огромного и необычного подземного сооружения — последнего пристанища императора Циня.
Цинь Шихуанди был одержим страстной, граничившей с навязчивой идеей, мечтой о бессмертии. По его приказу лучшие врачи Китая пытались отыскать рецепт волшебного элексира бессмертия. А когда стало ясно, что их поиски тщетны, император Цинь повелел построить для себя грандиозный подземный мавзолей, под стать созданному им государству. Согласно легенде, главный зал мавзолея представлял собой миниатюрную модель великой империи Цинь, пересеченной сотней рек, в том числе полноводными Янцзы и Хуанхэ, русла которых были воспроизведены до мельчайших подробностей, а вместо воды заполнены ртутью, как и море-океан, обрамляющий империю с востока. Потолок зала, как гласит легенда, был усыпан драгоценными камнями, воспроизводящими небесные светила.

Глиняная армия императора Циня

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

В 210 году до н.э. всемогущий император Цинь Шихуанди скоропостижно ушел из жизни. Находясь в зените славы и могущества, последние одиннадцать лет своего правления — с 221 по 210 год до н.э. император прожил скрытно и уединенно. Он почти не покидал дворец и страшился даже тени ближних своих: они, казалось ему, только и помышляют о том, как бы лишить его царства и жизни. Впрочем, основания для этого у него были: за годы своего правления Цинь Шихуанди пережил три покушения


Глиняные воины императора Циня
Глиняные воины императора Циня



Стражники вечности
Древняя китайская мудрость гласит: правитель, ставящий своих верноподданных на колени, пожирает их, подобно хищному зверю. Не мудрено, что в памяти своих подданных Цинь Шихуанди
запечатлелся в образе безжалостного тирана, окружившего себя полчищами шпионов, которые рыскали по всей империи в поисках заговорщиков, несущих скверну. А главная скверна, считал император, происходит от книг. И в 213 году до н.э. все найденные в империи книги были преданы огню, а их авторы — погибели. Известно, что 460 китайских мудрецов умерли мученической смертью: император повелел закопать их заживо.
Да, перед иноземными захватчиками стена оказалась слабой защитой, но у нее была и еще одна роль, возможно, гораздо более важная — она удерживала население «Поднебесной» от бегства из страны, где правили восседавшие на «драконовом троне» «сыны неба», строившие свое благополучие на костях подданных — иногда в буквальном смысле этого слова. Пограничная стража, перекрывшая все проходы и вороты в Великой стене, зорко смотрела... нет, не на север, где в степях перекатывались орды конных варваров, а на юг, откуда в свободные северные степи пытались пробраться измученные непосильными налогами и повинностями подданные «сынов неба». И только ловкость и быстрота ног позволила буддийскому паломнику Сюань-цзану в 629 году удрать из-под града стрел пограничной охраны. Так Великая Китайская стена стала «железным занавесом», на многие века предвосхитившим появление Берлинской стены...
Стену попытались восстановить, но каждый раз она вновь и вновь обрушивалась. Об этом доложили императору. По его приказу к нему привели Мэн Цзяннюй. Красота молодой вдовы покорила Цинь Шихуанди, и он пожелал взять ее в наложницы. Желая добиться расположения Мэн Цзяннюй, он построил храм в честь Ван Силяна и приказал разложить большой костер, чтобы принести ему жертвы. Но, когда огонь запылал, Мэн Цзяннюй бросилась в пламя и сгорела.
Длина стены по прямой составляет 2450 км, а со всеми ответвлениями и изгибами — около 5000 км. Это огромное сооружение хорошо видно даже из космоса, с орбиты Земли. Ширина стены позволяла на участке в 750 км использовать ее не только как крепостное сооружение, но и как удобную дорогу.
Строительство стены началось в 221 году до н.э. По преданию, на ее сооружение была брошена 300-тысячная императорская армия во главе с полководцем Мэн Тянем, а также мобилизовано огромное количество крестьян. Вдоль всей линии работ было создано 34 базы стройматериалов и продовольствия, связанных с дорогами, ведущими на юг. По ним тянулись бесконечные обозы, шли колонны новых рабочих, призванных восполнить «естественную» убыль в людях.

Великая Китайская стена

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Эта идея в те годы, что называется, «висела в воздухе». Еще до императора Цинь Шихуанди правители маленьких царств на севере Китая начали возводить на своих границах оборонительные стены, но только объединенные ресурсы всего китайского государства позволили упорядочить и завершить это гигантское — даже по современным меркам — строительство. Великая Китайская стена — самое большое оборонительное сооружение за всю историю человечества.


Великая Китайская стена
Великая Китайская стена



Крепость длиной в пять тысяч километров
B III веке до н.э. разрозненные мелкие царства и княжества, существовавшие на территории Китая, были объединены под властью династии Цинь (221—207 годы до н.э.). Основатель этой династии Цинь Шихуанди стал первым императором Китая.

Персеполь. Окончание

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Александр Македонский, завоевав Персеполь в 330 году до н.э., сжег дотла столицу побежденного персидского царства. Это произошло во время одного пиршества, «когда он, — как говорит Диодор Сицилийский, — уже не владел собой». Предание рассказывает, что во время этого пира афинская блудница Таис в неистовстве схватила факел и швырнула его между деревянных колонн дворца, а пьяный Александр и его свита последовали ее примеру. Рассказы древних авторов об этом пожаре подтверждаются и археологическими раскопками: в руинах ападаны, тронного зала и царской сокровищницы отчетливо видны следы катастрофы — обожженные стены и обугленные остатки различных предметов, а пол Тронного зала покрыт пеплом почти метровой толщины. Это — пепел от кедровых балок, когда-то поддерживавших потолок.

Персеполь. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

В 466 году до н.э. в Персеполе был построен Тронный (Стоколонный) зал. Это самое большое после ападаны здание в городе, его размеры составляют 70x0 м. Потолок зала держался на ста колоннах высотой 20 м. Строительство Стоколонного зала, вероятно, было начато еще Дарием, хотя надпись на аккадском языке, найденная в его стенах, относит его сооружение ко времени правления внука Дария — Артаксеркса I. В этом зале располагался дворцовый «музей», где были выставлены наиболее ценные царские сокровища. Как полагают, сюда складывали и подарки, преподносимые царю. У северного входа в Тронный зал изображен царь, борющийся с чудовищем, у которого голова, туловище и передние лапы льва, шея, крылья и задние ноги птицы, а хвост скорпиона. Таких изображений в Персеполе много, и они символизируют борьбу с созданиями Аримана, олицетворявшего зло (в противоположность солнечному божеству Ахура-Мазде, олицетворявшего добро).

Персеполь. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Ападану украшал и знаменитый майоликовый фриз с изображением царских телохранителей, ныне находящийся в Лувре. Греки называли этих гвардейцев Дария «бессмертными», так как их всегда было ровно десять тысяч. Образы этих могучих и бесстрастных 98 воинов празднично-торжественны. Так же статично и торжественно выполнены рельефы, украшающие лестничные марши. Их заполняют идущие мерной поступью воины царя Дария: солдаты эламских полков с копьями и луками, персидские «бессмертные» с копьями и щитами, мидийцы с короткими мечами-акинаками и луками. Вслед за эламской гвардией воины несут царский трон, ведут царских коней и тянут царские колесницы.

Персеполь. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Оборонительные стены Персеполя имели толщину 4,5—5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. Попасть в город можно было по широкой парадной лестнице из двух маршей в 111 ступеней, сложенных из массивных блоков белого известняка. Лестница вела к «Вратам всех стран» («пропилеям Ксеркса»), украшенным изображениями четырех колоссальных человекобыков, над головами которых надписи на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках сообщали о царях-строителях Персеполя — Дарий и Ксерксе. В юго-западном углу террасы располагался другой вход — служебный, по которому доставляли животных, продукты и т.д.
Центральное сооружение Персеполя — его знаменитая «апа-дана». Такое название получило оригинальное творение персидских зодчих: многоколонный парадный зал с целым лесом легких, стройных колонн, увенчанных тяжелыми капителями в виде бычьих фигур.

Персеполь

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

В1767 году вернувшийся из семилетнего путешествия по странам Передней Азии ганноверец Карстен Нибур, состоявший на службе у датского короля Фредерика I, привез в Европу множество сенсационных по тем временам сведений «о древностях Аравии и других прилегающих к ней страт. В их числе были копии клинописных текстов, обнаруженные в семидесяти милях северо-восточнее Шираза. Здесь находились гигантские развалины города, в котором Нибур опознал Персеполь — знаменитую столицу Персидской державы, сожженную Александром Македонским.


Персеполь
Персеполь



Поступь «бессмертных»
36 лет правил Персией «царь царей» Дарий I из династии Ахе-менидов. В 500-х годах до н.э. его власть достигла апогея. Персидское царство утвердилось в Передней Азии и распространилось далеко за ее пределы. Вавилония, Ассирия, Малая Азия, Египет, Мидия, Армения, Сирия и Средняя Азия вошли в его состав. Пик славы ахеменидского Ирана был кратковременным (539—330 годах до н.э.), но грозным и блистательным.

Театр в Эпидавре. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Театр в Эпидавре занимает выдающееся место среди памятников древнегреческого зодчества. Он был построен архитектором Поликлетом Младшим в 350—330 годах до н.э. Писатели древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться в мастерстве с создателем этого театра. Поликлет, несомненно, обладал большими познаниями и немалым опытом. Помимо удивительной гармоничности и изящества, построенный им театр в Эпидавре обладает феноменальной акустикой: зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 м от сценической площадки и на 23 м выше ее, отчетливо слышали каждый звук. Представления давались на круглой площадке — орхестре, достигавшей в диаметре 20 м. За ней находилась каменная скена*, замыкавшая полукруг театра.
Театр сооружался в два этапа. В течение первого (конец IV века до н.э.) были построены орхестра, скена и нижний ярус зрительских мест. Во II веке до н.э. был добавлен верхний ярус скамей для зрителей, а скену перестроили в позднеэллинистическом духе.

Театр в Эпидавре

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Эпидавр — древнегреческий город, расположенный на берегу залива Сароникос, в восточной части полуострова Пелопоннес. В 380— 330 годах до н.э. здесь был создан один из самых замечательных и оригинальных архитектурных ансамблей Древней Греции — святилище Асклепия (римляне называли его Эскулапом), бога врачевания и сына светозарного бога Аполлона.


Театр в Эпидавре
Театр в Эпидавре



«...Пример несравненной гармонии»
По преданию, Асклепия вырастил и воспитал мудрый кентавр Хирон. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел своего учителя. Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим он прогневал властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса, так как нарушил порядок, установленный Зевсом на земле. Рассерженный Зевс метнул свою молнию и поразил Асклепия. Но люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя, покровителя медицины. Они воздвигли ему множество святилищ, главным из которых стало знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.
В честь Асклепия в Эпидавре устраивались соревнования атлетов, проводившиеся, как и Олимпийские игры, раз в четыре года.

Афинский Акрополь. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Эрехтейон — второй по значению памятник Акрополя. В древности он был главным храмом, посвященным богине Афине. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм жреческий. Здесь совершались главные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.
Все главные святыни Афин были сосредоточены в стенах Эрехтейона. Сам храм построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. По преданию, боги предоставили право решить этот спор старейшинам Афин. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем, и из скалы Акрополя забил соленый источник. Афина ударила копьем — и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.

Афинский Акрополь. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилеи — торжественного входа на Акрополь, с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилеи сразу же вводила посетителя в мир красоты, утверждаемый человеческим гением. По ту сторону Пропилеи вырастала стоявшая на площади Акрополя гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины-воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь Зевса олицетворяла военное могущество и славу своего города. От подножия статуи взору открывались обширные дали, а мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копье богини-воительницы.

Афинский Акрополь. Продолжение

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

Еще во II тысячелетии до н.э. территория Акрополя совпадала с первоначальной территорией Афин и была обнесена оборонительными стенами. Особенно мощные укрепления были устроены с западной, пологой стороны холма. Здесь был воздвигнут Эннеапилон — «Девятивратие», бастион с девятью воротами. За стенами находился древний дворец афинских царей — «дворец Эрехтея». Позднее в этом дворце появилось святилище богини Афины, а еще позднее все постройки светского характера нашли себе другие места, и Акрополь превратился в средоточие религиозной жизни древних Афин. За ним закрепилось название Священной скалы — здесь располагались многочисленные святилища, посвященные богине Афине, покровительнице города.

Афинский Акрополь

Опубликовано 30 June, 2008 | admin

В далекие, ставшие легендарными времена, когда ахейские цари возводили «крепкостенные» дворцы, сложенные из громадных каменных глыб, а их дружины нападали на Крит и побережье Эгейского моря, в Аттике, на Акрополе — скалистом холме высотой 156 м, расположенном в центре равнины, орошаемой рекой Илиссом и его притоком Эриданом, возник город Кекропия — будущие всемирно известные Афины.


Акрополь
Акрополь



«Град велелепный Афины, область царя Эрехтея...»
На руины Акрополя лучше всего смотреть ранним летним утром или вечером. На рассвете первые лучи солнца, скользя по склонам гор Парнета и Эгалея, окрашивают в розовато-фиолетовый цвет скалы Саламина, пробегают по вершинам Пникса и Ареопага и надолго задерживаются на Акрополе. Вечернее солнце золотит и воспламеняет Парфенон; ясный воздух придает живые движения теням и кажется, что руины так же прекрасны, как некогда были прекрасны только что построенные храмы. В середине дня Акрополь залит ярким светом, удлиняя черные тени капителей и перекрытий колонн. В этот час солнце горит как расплавленный металл, слепя глаза. А в те редкие в Афинах дни, когда небо темнеет, как перед бурей, храмы на горе становятся тусклыми и серыми, как пепел ушедших столетий...
Павсаний так описывает статую Зевса Олимпийского: «Бог сидит на троне; его фигура сделана из золота и слоновой кости; на его голове венок как будто бы из ветки маслины. В правой руке он держит Нику (Победу), тоже сделанную из золота и слоновой кости, на ней повязка и венок на голове. В левой руке бога скипетр, изящно расцвеченный различными металлами, а птица, сидящая на скипетре, — это орел. Из золота же у бога его обувь и его плащ; на этом плаще изображены животные, а из цветов — полевые лилии».
Трон Зевса был изготовлен из золота, драгоценных камней, черного дерева и слоновой кости. Около каждой ножки трона были изображены четыре танцующих Ники, на перекладинах, соединявших ножки, — сцены спортивных состязаний и Геракл, сражающийся с амазонками.
Храм Зевса Олимпийского воплощал в себе один из лучших образцов греческого храма раннеклассического стиля. В его облике, как и в других постройках того времени, архитектурные элементы отличались собранностью масс, строгостью очертаний. Внутреннее пространство храма было разделено двумя рядами колонн на три нефа и имело размеры 28x13 м. Оно освещалось только через восточную дверь 10-метровой высоты. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу, ведущему к проходу между центральными колоннами. Пол в нем был выложен сперва галькой из реки Алфей, а позднее, в римское время — мраморными плитами.

Статуя Зевса Олимпийского

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Олимпия — крупнейший религиозный центр Древней Греции. Само его название связано со священной горой Олимп — обиталищем богов. Этот древнегреческий город, расположенный в живописной долине реки Алфея (Альтиса), у подножия горы Кронос, издавна являлся одним из самых почитаемых святилищ Эллады. Даже после покорения Македонией, а затем Римом роль Олимпии в культурной и религиозной жизни Греции продолжала сохраняться, и слава ее не угасала вплоть до крушения античной цивилизации.
«Фидий создал меня»


Статуя Зевса Олимпийского
Статуя Зевса Олимпийского


Слава Олимпии определялась не только знаменитыми спортивными состязаниями — олимпиадами, начало которых было положено в основу греческого летосчисления. Здесь со времен глубокой
древности существовал знаменитый оракул, где можно было получить предсказания от жрецов Зевса Олимпийского. К оракулу Зевса обращались за советом греки самых различных областей античного мира.
Уже в ранние века своего существования Олимпия служила центром, объединявшим различные, порой враждовавшие друг с другом греческие племена. Это был своеобразный духовный центр, напоминавший грекам разных племен об их родстве. В Олимпию с дарами Зевсу приезжали не только греки Балканского полуострова, но и жители городов-колоний, расположенных вдали от метрополии — на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке и других районах Средиземноморья.

Колосс Родосский. Продолжение

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Это чудо Древнего мира оказалось самым недолговечным — Колосс Родосский простоял всего 60 лет. В результате сильного землетрясения в 220 году до н.э. он переломился на уровне колен и рухнул, развалившись на части. Отсюда и пошло выражение «колосс на глиняных ногах».
Статуя пролежала на земле более 900 лет, и любопытствующие путешественники отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного колосса. Плиний Старший пишет о том, что немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки Колосса. В 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник острова продал обломки статуи на переплавку. Говорили, что их увезли в Сирию на 900 верблюдах. От огромного монумента до наших дней осталось только одно название — «колосс», которое с тех пор стало обозначать статую или сооружение громадных размеров.

Колосс Родосский

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Чтобы захватить город Родос, царь Фригии Деметрий Полиоркет приказал построить огромную, 30-метровой высоты, осадную башню на колесах. Осаждающим удалось пробить стену города. Испуганные родосцы, пав на колени, воззвали к покровителю города — богу солнца Гелиосу, пообещав воздвигнуть его статую выше осадной башни. То ли действительно Гелиос на небесах их услышал, то ли кто-то на земле постарался, но к утру перед крепостной стеной была вырыта глубокая яма. В нее и рухнула злосчастная башня. Царю Деметрию не оставалось ничего другого, как заключить мир сродосцами.


Колосс Родосский. Один из вариантов реконструкции
Колосс Родосский. Один из вариантов реконструкции
Во внутреннем помещении нижнего яруса располагались гробница Мавсола и Артемисии. Ее перекрытия опирались на 15 дорических колонн. Помещение верхнего яруса, украшенное коринфскими колоннами, служило для поклонения обожествленным царю и царице. Знаменитый архитектор и скульптор Пифий создал для него огромную мраморную статую царя Мавсола, которая дошла до наших дней. Талантливый мастер сумел ярко воплотить в камне то, о чем не стал говорить Геродот и что, вероятно, хорошо знали все галикарнассцы.
Царь Мавсол — жестокий, жадный, тщеславный, настоящий восточный деспот — спустя тысячелетия предстал перед нами как живой. Художник искусно передал мнимо значительное выражение лица, пухлые ленивые губы, злой и пристальный взгляд глубоко посаженых глаз. Очевидно, царица Артемисия, жена Мавсола, не уловила, как тонко скульптор изобразил в лице и взгляде царя его характерные отрицательные черты. Царицу, по-видимому, вполне удовлетворили искусная работа и внешняя величавость, преданная фигуре умершего супруга.

Мавзолей в Галикарнасе

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Галикарнас — родина знаменитого древнегреческого историка Геродота. Вероятно, он был хорошо знаком с обстоятельствами постройки знаменитого Мавзолея в Галикарнасе, однако в своей «Истории» не обмолвился об этом ни словом. Возможно, счел за лучшее промолчать. За него все сказал Проспер Мериме: «Царь Мав-сол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, неумел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего... Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами... и объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света».


Мавзолей в Галикарнасе
Мавзолей в Галикарнасе


О чем умолчал Геродот
В древности Галикарнас был столицей Карий и слыл одним из богатейших и красивейших городов на побережье Малой Азии. Великолепные беломраморные храмы, театр, царский дворец, сады, портики украшали улицы и площади города. Гавань Галикарнаса никогда не пустовала — ее наполняли корабли с грузами со всего Средиземноморья. Город славился огромным храмом бога войны Ареса, чья колоссальная статуя из мрамора и позолоченного дерева, изваянная скульптором Леохаром, служила главным украшением святилища. Возле храма Афродиты — богини любви и красоты — бил знаменитый фонтан Салмакина, вода которого, по поверью, обладала волшебными свойствами: она возвращала утраченную любовь и приносила счастье любящим. Но более всего Галикарнас был известен гробницей царя Мавсола — одним из семи чудес Древнего мира.
Мавсол правил Карией в 377—353 ггодах до н.э. Сооружать гробницу для себя он начал еще при жизни. Возможно, его вдохновил пример египетских фараонов. По замыслу Мавсола, его усыпальница должна была стать необычайным сооружением. Расположенная в центре города, в окружении его величественных храмов и дворцов, она была призвана напоминать миру о богатстве и могуществе царя еще долгое время спустя после его смерти. Это должна была быть одновременно и гробница и храм, в котором обожествленному после смерти правителю будут воздавать почести.
Артемида Эфесская
Артемида Эфесская



Когда во время археологических раскопок был обнаружен фундамент храма, появилась возможность более или менее точно восстановить облик всего сооружения. Святилище Артемиды составляло в длину 105 м, в ширину 51 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн 18-метровой высоты, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 греческих царей.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Храм Артемиды Эфесской

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Тому, кто попадет в Эфес, может показаться удивительным, что в античные времена он считался одним из крупнейших портовых городов. Сегодня море отступило от его стен на несколько километров. А около 5 тысяч лет назад это место привлекло к себе карийцев, основателей Эфеса, именно потому, что располагалось на берегу удобной бухты.
Уступив в XII веке до н.э. это место грекам-ионийцам, карийцы оставили в память о себе древний культ богини плодородия Кибелы — «Великой Богини», Матери-Земли. Культ карийской богини постепенно слился с культом греческой Артемиды — покровительницы дикой природы и охоты. В честь Артемиды, дочери Зевса, вечной девственницы и защитницы матерей, жители Эфеса возводили свои жертвенники и храмы.


Храм Артемиды Эфесской
Храм Артемиды Эфесской



Памятник Герострату?
По преданию, Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице плодородия.
Ворота Иштар были двойными: внутренние, главные, ворота были в два раза больше наружных. Сводчатый вход защищали две высокие, массивные, квадратные в плане башни-бастионы, облицованные глазурованным кирпичом. На синем блестящем фоне четко выделялись 575 цветных рельефов с изображениями священных животных: идущих быков — белых с желтой гривой и желтых с красной гривой, а также загадочных зверей «сирруш» — полузмей-полуптиц с лапами льва, раздвоенным языком, с рогом на плоской голове и телом, покрытым чешуей.
Уже перед воротами брала свое начало торжественная «Дорога процессий». В черте города ее продолжением служил проспект Айбур-Шаба. Ежегодно в канун Нового года здесь устраивались многолюдные процессии с золотой статуей Мардука, возглавлявшиеся жрецами Эсагилы. Картина эта, вероятно, была необычайно красочна.
Дорога была вымощена квадратными плитами из розового камня размерами метр на метр, а по обочинам — плитами белого ливанского известняка, которые лежали на кирпичном настиле, покрытом слоем асфальта. Края плит украшала инкрустация из красного камня, а все стыки между плитами были залиты асфальтом. На внутренней стороне каждой плиты была высечена надпись: «Я — Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».
Во времена Навуходоносора Вавилон имел семь ворот, носящих имена главных богов страны. Особенно красивы были Врата богини Иштар, служившие началом знаменитой «Дороги процессий», ведущей к Эсагиле с ее «Вавилонской башней». Они и поныне вместе с остатками двенадцатиметровых стен представляют собой самое примечательное из всего того, что сохранилось от древнего Вавилона.


Врата Иштар
Врата Иштар



«...И сделал дорогу великолепной»
«Айбур-Шабу, улицу в Вавилоне, я для процессии великого господина Мардука снабдил высокой насыпью и с помощью камней из Турминабанды и Шаду сделал Айбур-Шабу от ворот Иллу до Иштарсаки-пат-тебиша пригодной для процессий его божества; соединил ее с той частью, которую построил мой отец, и сделал дорогу великолепной», — сообщает в одном из клинописных текстов царь Навуходоносор.

Сады Семирамиды. Окончание

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Это было высокое четырехъярусное сооружение с прохладными покоями на террасах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. Своды каждого из четырех ярусов опирались на колонны высотой в 25 м. Остатки этих сводов обнаружил столетия спустя Кольдевей. Террасы, выложенные плоскими каменными плитами, были застланы камышом и залиты асфальтом. Поверх был насыпан толстый слой земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти не только цветы и кусты, но и большие деревья. Внутри сооружения была устроена удивительная для тех времен водоподводящая система.
Прообразом «висячих садов» послужили ступенчатые зиккураты Месопотамии, включая знаменитую Вавилонскую башню. Ведь их террасы-уступы тоже нередко озеленяли с помощью искусственных насаждений. Однако в садах Навуходоносора эта техника достигла наивысшего совершенства.

Сады Семирамиды. Продолжение

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Надо сказать, что почти все наши сведения о легендарной Семирамиде весьма недостоверны и спорны. Мы обязаны им в основном греку Ктесию, лейб-медику персидского царя Артаксеркса II — свидетелю весьма ненадежному, известному своей бурной фантазией. Так, колоссальное изображение персидского царя Дария в Бе-хистуне, по утверждению Ктесия, является изображением Семирамиды, окруженной сотней телохранителей!
В многочисленных легендах Семирамида предстает как храбрая воительница, обладающая большим художественным вкусом строительница, в отношениях с мужчинами — одновременно жестокая и слишком ласковая.

Сады Семирамиды

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

«Висячие сады» Вавилона, создание которых приписывалось полумифической царице Семирамиде, почитались греками как одно из семи чудес света. Сегодня ученые склонны полагать, что сады все-таки следует связывать с именем царя Навуходоносора II, правившего Вавилоном в 604—562 годах до н.э. и прославившегося как неутомимый строитель.


Сады Семирамиды
Сады Семирамиды


Легенда, затмившая реальность
В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей начал раскопки легендарного Вавилона. В один прекрасный день в южной части города он наткнулся на остатки весьма своеобразного, совершенно необычного сводчатого сооружения. Кольдевей был озадачен. Во-первых, за все время раскопок в Вавилоне он впервые встретил подземные сооружения, во-вторых, в Двуречье еще никому не приходилось встречаться с подобной формой сводов; в-третьих, здесь был колодец, состоявший из трех совершенно необычных шахт. Наконец, в-четвертых, свод был выложен не только кирпичом, но и камнем, причем таким камнем, какой до того встретился Кольдевею среди руин Вавилона лишь один раз — у северной стены района Каср.

Вавилонская башня. Окончание

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Стоявшая в Нижнем храме, расположенном у основания зиккурата, статуя бога Мардука была отлита из чистого золота и весила почти две с половиной тонны. Жители Вавилона говорили Геродоту, что сам Мардук посещает зиккурат и почивает в нем. «Но мне, — пишет рассудительный историк, — это представляется весьма сомнительным...»

Вавилонская башня. Продолжение

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

О своих работах Навуходоносор оставил памятный текст, записанный клинописью на глиняном цилиндре. В нем подробно перечислены восстановленные и сооруженные заново храмы, дворцы, крепостные стены:
«Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинами. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость».
В этом же тексте сообщается о строительстве в Вавилоне зиккурата — той самой Вавилонской башни, сооружение которой, по сообщению Библии, не было завершено из-за того, что ее строители говорили на разных языках и не могли понять друг друга.

Вавилонская башня

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

«Исказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. Исказили они: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт., 11:3—4). Одно время считалось хорошим тоном скептически относиться к этому и всем прочим текстам Библии. Однако открытия археологов и сообщения древних авторов неопровержимо свидетельствуют: Вавилонская башня все-таки существовала!


Вавшюнская башня — Этеменанки
Вавшюнская башня — Этеменанки
Влекомый любопытством, Помпей захотел осмотреть знаменитый храм: ведь о религии иудеев ходило столько всевозможных легенд! Говорили, например, что в скрытом завесой «дебире» — святая святых храма — хранится золотое изображение ослиной головы. Другие рассказывали, что там держат людей для жертвоприношений. И каково же было изумление Помпея и его воинов, когда завеса отодвинулась, и там вместо привычных язычникам идолов оказалась... пустота! «Наверное, они удивились бы еще больше, если бы узнали, что судьба поставила их лицом к лицу с религией, предназначенной стать колыбелью учения, которое завоюет Восток и Запад, беломраморную Элладу и их родной Рим» (о. Александр Мень. Сын Человеческий. Брюссель, 1998, с.18).
На рубеже нашей эры царь Ирод Великий построил на горе Мориа новый храм. Однако, прежде чем начать строительство, он должен был разрушить старый храм Зоровавеля, что могло вызвать возмущение народа. Тогда Ирод собрал тысячу священнослужителей (левитов), обученных строительному делу. Они разобрали древний храм и начали строить новый с помощью 18 тысяч подручных-каменщиков.
Храм Соломона стал славой Израильского царства. Подсчитано, что стоимость золота, серебра и других материалов, использованных при его постройке, в пересчете на современные деньги составила от 2 до 5 млн долларов. В то время это была самая дорогая постройка в мире. Золото Иерусалимского храма стало объектом зависти других царей Востока.
Храм был построен из больших отесанных камней и кедровых балок. Внутри стены были отделаны золотом и резными панелями из ливанского кедра, полученного в дар от тирского царя Хирама. Соломон вовсе не стремился к тому, чтобы воздвигнуть нечто гигантское и невообразимое, в духе египетских фараонов. Его храм служил скорее святилищем, чем местом для массовых богослужений. Он был построен по планам прежней скинии, но с увеличенным в два раза масштабом. Длина храма составляла 27,5 м, ширина — 9 м и высота — 14 м.
Храм был обращен лицом на восток. Западную его часть протяженностью 9 м составляла Святая Святых, отделенная от остальной части храма завесой. К восточной стороне здания примыкал притвор, одинаковой ширины с храмом и длиной 4,5 м. По обеим его сторонам стояли два медных столба, каждый 1,8 м в диаметре и свыше 10 м высотой. На северной, южной и западной сторонах к стенам храма были сделаны пристройки в три яруса, которые служили комнатами для священников.

Храм соломона в Иерусалиме

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

На вершине горы Синай Бог дал Моисею десять заповедей и Закон своему народу. А символом присутствия Бога среди людей отныне должен был служить Ковчег Завета — окованный золотом ларь из акациевого дерева, украшенный двумя золочеными фигурами крылатых херувимов, в котором хранились золотой сосуд с манной небесной, жезл Аарона и скрижали с Божьими заповедями.
Для хранения Ковчега по повелению Бога была сооружена скиния — специальный шатер, ставший «образом и тенью небесного». Скиния стала первым на Земле храмом единого Бога.


Храм Соломона в Иерусалиме
Храм Соломона в Иерусалиме

Колоссы мемнона. Продолжение

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Зарыдал старец Нестор, увидав гибель сына. Мемнон же хотел снять доспехи с убитого Антилоха. Нестор бросился на защиту трупа своего сына. Яростно бились греки и эфиопы вокруг тела Антилоха.
Нестор призвал на помощь и могучего Ахилла. В ужас пришел Ахилл, узнав, что погиб Антилох. Он любил его больше всех героев, после Патрокла он был его лучшим другом. Забыв обо всем, забыв о том, что и сам он должен погибнуть вслед за Мемноном, Ахилл бросился в бой.
Увидев приближающегося Ахилла, Мемнон бросил в него громадным камнем, но камень отскочил, ударившись о щит. Ахилл же ранил Мемнона копьем в плечо. Не обратил Мемнон внимания на рану. Обнажили мечи герои и бросились друг на друга. Оба они были равны друг другу силой, оба были сыновьями богинь, на том и другом сверкали доспехи, выкованные богом Гефестом.

Колоссы мемнона

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Заупокойные царские храмы Древнего Египта отличались огромными размерами. Особенно велик был храм фараона Аменхотепа III, или, как его именовали греки, Аменофиса III. Из аллеи сфинксов, которая некогда соединяла храм с берегом Нила, происходят два сфинкса, стоящие теперь на набережной Невы в Петербурге. Кроме сфинксов, единственными дошедшими до нас остатками этого храма являются две гигантские, высеченные из песчаника статуи фараона Аменхотепа, стоявшие перед центральным пилоном. Эти 21-метровой высоты статуи греки называли «колоссами Мемнона».


Колоссы Мемнона
Колоссы Мемнона
После ста лет исследований египтологи раскрыли настоящее имя сфинкса. Арабы называли статую Абу'ль Хол —Отец ужаса». Филологи установили, что это — народная этимология древнего имени «Хорун». За этим названием скрывалось несколько еще более древ- ' них, а в конце этой цепочки стояло древнеегипетское Хоремхет (по-гречески Хармахис), что означает «Хор на небосклоне». «Хором» именовался обожествленный правитель, а небосклон в древнеегипетской традиции означал место, где после смерти правитель сливается с богом солнца. Полное имя сфинкса означало: «Живой образ Хафра». То есть, сфинкс был создан более 4500 лет назад и изображал царя Хафра (Хефрена) с телом льва и с символами царской власти.
Пирамида Менкаура некогда была прекраснейшей из всех пирамид. На треть высоты ее покрывала облицовка из красного асуанского гранита, затем шли белые плиты из турского известняка, а вершина тоже была красная, гранитная. Такой двухцветной пирамида оставалась еще в XVI веке, пока ее не разграбили египетские мамлюки. Сегодня гранитная облицовка сохранилась лишь в нижней части пирамиды, где ее защитили наносы песка.
Погребальная камера размерами 6,5x2,3x3,5 м первоначально должна была располагаться всего в 6 м под основанием, однако на втором этапе строительства ее опустили на более безопасную глубину. Для возведения пирамиды использовались намного более крупные блоки, чем в пирамидах Хуфу или Хафра — очевидно, фараон хотел ускорить строительство, и поэтому камень обрабатывали не очень тщательно. Но, несмотря на спешку, до окончания работ Менкаура не дожил. Он умер, когда пирамида достигла высоты примерно 20 м. О том, что ее достраивал уже преемник Микерина, фараон Шепсескаф, свидетельствует надпись, найденная в развалинах заупокойного храма возле пирамиды: «Шепсескаф, царь Верхнего и Нижнего Египта, для своего отца, царя Верхнего и Нижнего Египта, Осириса Менкаура». Помимо этого, здесь была найдена богатая коллекция скульптур, самые лучшие из которых сейчас хранятся в Египетском музее в Каире и Музее изящных искусств в Бостоне. Среди них — большие рельефы царя Менкаура и скульптурный портрет, изображающий Менкаура и его главную жену.
Ансамбль пирамид сегодня немыслим без знаменитого Большого сфинкса. Нет и, вероятно, не было в мире статуи, превышающей его своими размерами. Основу сфинкса составила естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва. Она была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответствующим образом обтесанных известковых плит. Замечательное творение техники соединилось в этой статуе с прекрасным художественным замыслом.
Стоящий в западном углу усыпальницы саркофаг шире, чем вход в погребальную камеру. Он вытесан из цельной глыбы коричнево-серого гранита, без каких-либо изображений и надписей, и довольно сильно поврежден. Его поместили сюда еще во время строительства. Саркофаг этот выглядит так, будто его отлили из металла.
Из построек, окружавших пирамиду Хуфу, сохранились лишь развалины заупокойного храма и три маленькие пирамиды-спутницы. Остатки храма открыл в 1939 году египетский археолог Абу Сейф. Он располагался к востоку от пирамиды, и его фасад имел протяженность 100 египетских локтей (52,5 м). Перед ним был устроен двор, окруженный 38 квадратными гранитными столбами, 12 таких же столбов стояло в вестибюле перед святилищем. По обе стороны от него при раскопках были найдены два выдолбленных в известняке углубления, в которых когда-то стояли «солнечные ладьи» фараона. К сожалению, эти сухопутные «доки» оказались пусты, но в 1954 году археологи были вознаграждены находкой еще двух таких углублений, в одном из которых покоилась сделанная из кедра «солнечная ладья» — самый древний сохранившийся корабль мира. Длина ее составляет 44 м. После того как ладья была извлечена и подвергнута консервации, ее поместили в специально построенный павильон рядом с пирамидой.
Пирамида Хафра (Хефрена) ненамного уступает пирамиде Хуфу по величине и возрасту. Ее построили в середине XXVI века до н.э. Тогда она достигала 143,5 м в высоту и была лишь на 3,2 м ниже пирамиды Хеопса. «Хафра велик» — таково было ее официальное название.
Но где же все-таки мумия царя ? Кто проник в гробницу и опустошил ее? Древние грабители? Да, и они тоже. Но скорее всего мумия Хеопса, как и других фараонов, погребенных в пирамидах Гизы, не пролежала здесь и ста лет. Еще Геродот писал о том, что о Хуфу и его преемниках у египтян оставалась самая недобрая память: «Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена». Мумии Хеопса и его преемника Хефрена были попросту выброшены из гробниц, вероятно, в середине XXVI века до н.э. «После их смерти народ взбунтовался и выбросил их мумии из пирамид», — свидетельствует Диодор Сицилийский. Вероятно, тогда же гробницы были основательно разграблены, а в последующие века они использовались для повторных погребений, которые снова разграблялись...
Геродот интересовался и тем, во сколько обошлось египтянам строительство пирамид:
«На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. И, как я очень хорошо помню, переводчик, который читал мне надпись, объяснил, что на все это было израсходовано 1600 талантов серебра. Если это верно, то сколько же денег пошло на железные орудия, на хлеб и одежду для рабочих, так как строительство всех этих сооружений продолжалось 20 лет и, кроме того, немало времени понадобилось на ломку и перевозку камней и сооружение подземных покоев».
...Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни, остальные поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок... Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. М не ведь сообщали об обоих способах — почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле...

Пирамиды и сфинкс в Гизе

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

На покрытой песком известняковой возвышенности они вздымаются, как настоящие каменные горы: справа — пирамида Хуфу, или Хеопса; в центре — пирамида Хафра, или Хефрена, с остатками облицовки у вершины; слева — пирамида Менкаура, или Микерина. У подножия пирамид лежит их тысячелетний страж — Большой сфинкс.


Сфинкс
Сфинкс


«Фараоновы могилы великого дива»
Египетские пирамиды считались первым из семи чудес Древнего мира. Эти фантастические сооружения во все времена привлекали к себе внимание людей. Сохранились тысячи описаний пирамид, относящихся к самым разным векам, сделанных разными письменами и на разных языках. В высеченных на камнях надписях, оставленных древними греками и римлянами, часто высказывается сожаление, что вместе с ними не могут видеть это чудо их умершие родственники: «Я, Панольбиос из Гелиополя, любовался гробницами царей и вспомнил своих».
Конец Критского царства был неожиданен и мгновенен. Что погубило великую цивилизацию? Страшное землетрясение? Извержение вулкана? Или вражеское нашествие, сокрушившее мощь критского флота? Ученые предлагают множество различных гипотез, по-разному объясняющих внезапную гибель могущественной островной державы.

Дворец в Кноссе. Часть 5

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

...Огромный бык несется в неистовом галопе. Его удлиненная фигура мощной массой заполняет почти всю фреску. А перед ним, за ним и на нем самом — стройные акробаты, проделывающие самые опасные упражнения: юноша, на мгновение опередив движение быка, оперевшись на его рога, делает стойку над бычьей головой. Сзади быка, приготовившись, вытянув вперед руки, стоит белокожая женщина. И все в этой композиции так живо, порывисто и непринужденно, что воспринимаешь ее как легкую и веселую игру — веселую, несмотря на явную опасность для игроков...

Дворец в Кноссе. Часть 4

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Первыми среди народов, художественное творчество которых дошло до нас, критяне радостно залюбовались видимым миром — с восхищением, со страстным желанием запечатлеть земную красоту. Критская цивилизация не знала войн. Искусству Крита абсолютно чуждо прославление военных вождей и триумфаторов, здесь нет сцен кровавых битв и верениц пленников. Главная и единственная тема — мирная, цивилизованная жизнь. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, и девушек среди лилий. У этих людей вполне европейское обличье. Мужчин, правда, было принято изображать с красновато-коричневой кожей, а женщин — с молочно-белой. Они танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках серебряные кубки и золотые чаши, оживленно беседуют, сидя в непринужденных позах на садовых скамейках. В их взорах и выражениях лиц — истинно французский шарм. «Парижанкой» назвал Артур Эванс одно из изображений молодой женщины, обнаруженное в Кносском дворце. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.

Дворец в Кноссе. Часть 3

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Из-за палящего зноя во многих помещениях дворца не делали окон. Вместо этого была устроена хитроумная система световых колодцев — источников косвенного освещения, которые следует причислить к чудесам древности. С первыми лучами зари дворцовые покои заливал свет, но прохлада царила во всех помещениях дворца даже в самые знойные дни. Воздух в них проникал через специальные вентиляционные устройства, а разветвленная и хорошо организованная подземная водоотводная система выводила дождевые и бытовые стоки. Трубы, уложенные с определенным уклоном, входили одна в другую и скреплялись цементом. Система была так продуманно устроена, что едва ли не в любом месте ее можно было, в случае необходимости, легко и быстро отремонтировать.
О том, что в архитектуре Кносского дворца все говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно комфортнее, говорят и вращающиеся двойные двери, и великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые... И всюду — белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, и ничего громоздкого, давящего.

Дворец в Кноссе. Продолжение

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Говорят, Эванса спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл Дворец Минотавра, хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов...»
Теперь, спустя 70 лет, мы снова можем повторить эти слова. Легенды не обманули Эванса. Он нашел не только огромный дворец, размеры которого могли вызвать к жизни сказания о Лабиринте, он нашел дворец, в котором жил Минотавр.

Дворец в Кноссе

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Остров Крит расположен в самой крайней точке огромной горной дуги, протянувшейся через Эгейское море к Малой Азии — маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря. Легенды и мифы Древней Греции прославили этот остров сказаниями о богах и героях, прекрасных царевнах и о первом полете человека в небо. Но более всего известна легенда о Минотавре — получеловеке-полубыке, сраженным мечом афинского героя Тесея...

Дворец в Кноссе
Дворец в Кноссе


Лабиринт Минотавра
Остров есть Крит посреди винноцветного моря прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих. Минос управлял им то время,
В девятилетие раз общаясь с великим Зевесом, —

писал Гомер в своей знаменитой «Одиссее». Легенды рассказывают, что критский царь Минос был столь жесток и высокомерен, что боги в наказание послали ему сына-чудовище. Это чудовище явилось плодом не менее чудовищного греха, совершенного женой Ми-носа — Пасифаей. Она отличалась неслыханным сластолюбием. Зная это, бог морей Посейдон подослал к Пасифае белоснежного быка, от которого она и родила Минотавра, человека с бычьей головой, питавшегося человечьим мясом.

Стоунхендж

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Стоунхендж, если верить принятым методам датировки, ненамного моложе знаменитых египетских пирамид. Но в число античных семи чудес света он не вошел — о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни не впечатлили — ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили не менее величественные храмы.


Стоунхендж
Стоунхендж



«Пляска великанов» на Солсберийской равнине
Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к XII веку все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника.
Кто и зачем его построил?
В самом центре Средиземного моря, прямо под итальянским «сапогом», что тянется носком к острову Сицилия, да никак и не дотянется вот уже несколько миллионов лет, расположен Мальтийский архипелаг —родина обольстительной нимфы Калипсо, прибежище апостола Павла, былое владение легендарного ордена рыцарей-госпитальеров. Этот архипелаг — осколок холмистой суши без рек, озер и лесов — давно стал культурно-исторической сенсацией. Здесь обнаружены самые древние в мире храмы — следы одной из самых таинственных в истории человечества цивилизаций.


Храмовый комплекс в Таршьене
Храмовый комплекс в Таршьене


Загадочный народ, неведомые боги
Сегодня перед каждым приезжим, выходящим из здания международного аэропорта на Мальте, предстает довольно освоенный и иссушенный пейзаж. Но 7000 лет назад, когда первая волна переселенцев преодолела те 80 км, что отделяют Мальту от Сицилии, это была девственная, покрытая пышной растительностью земля. Голый и открытый ветру известняк, характерный для мальтийского пейзажа сегодня, был в ту пору укрыт плотным слоем плодородной почвы и обильным подлеском. Острова были лесистыми, земля — невозделанной, а море изобиловало рыбой всех видов. Бесстрашные первооткрыватели, высадившиеся около 5200 года до н.э. на островах Мальтийского архипелага, привезли с собой рогатый скот, овец, коз и свиней (это говорит о том, что их лодки или плоты обладали немалыми размерами и грузоподъемностью). Они также привезли с собой семена пшеницы и ячменя, чтобы высеять их на новой земле, где они и их потомки могли начать новый цикл созидания.

Пирамиды долины Бойн

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Приблизительно в 40 км к северу от столицы Ирландии Дублина расположен огромный доисторический комплекс из сорока погребений. Его иногда называют «королевским кладбищем Бру-на-Бойн». Он занимает территорию в 10 кв. км. С трех сторон могильник окружает река Бойн, делающая здесь большую петлю — вероятно, люди, избравшие это место для погребения своих предков, были убеждены, что воды священной реки защитят их могилы. Как бы то ни было, но эти огромные курганные насыпи дошли до наших дней. И это при том, что сооружения в долине Бойн на тысячу лет старше знаменитого Сто-унхенджа и на пятьсот лет — египетских пирамид в Гизе. А впечатляют эти колоссы ничуть не меньше, чем Стоунхендж.


Гигантские сооружения в долине Бойн
Гигантские сооружения в долине Бойн


Ворота в подземный мир
Тридцать семь небольших курганных насыпей окружают три огромных гробницы — Ньюгрейндж, Даут и Наут. Их размеры исчисляются десятками метров в диаметре. Все они относятся к типу так называемых коридорных гробниц: в погребальную камеру, расположенную под насыпью, ведет длинный, узкий коридор, сооруженный из массивных каменных блоков. Исследователи подсчитали, что на сооружение каждой такой гробницы древним жителям долины Бойн потребовалось не менее пятидесяти лет.

Альтамира

Опубликовано 28 June, 2008 | admin

Альтамира — обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах, получившая всемирную известность своими древнейшими наскальными рисунками. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства».

Рафаэли каменного века
Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году. Спустя несколько лет ее исследованием занялся испанский археолог и спелеолог дон Марсе-лино де Саутуола. Во время одного из посещений пещеры девятилетняя дочь Саутуолы неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки. Изучив их, ученый пришел к выводу: росписи Альтамиры — дело рук первобытного человека.
Открытие этого ярчайшего памятника палеолитического искусства стало настоящей сенсацией. Весь научный мир сначала резко выступил против выводов Саутуолы. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в то, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения.


Изображения животных в пещере Альтамира
Изображения животных в пещере Альтамира